VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Организационные аспекты использования банковских карт на примере ПАО Сбербанк

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002035
Тема: Организационные аспекты использования банковских карт на примере ПАО Сбербанк
Содержание
Тема дипломной работы: 
Банковские карты в системе безналичных расчетов РФ

Оглавление
 Введение       
1. Теоретические основы исследования  банковских (платежных) карт      
1.1. Сущность и классификация банковских карт    
1.2.  Роль и место банковских карт в общей системе банковских продуктов   
1.3.  Преимущества банковских карт в системе безналичных расчетов
2. Организационные аспекты использования банковских карт  на примере ПАО Сбербанк          
2.1 Краткая организационно-правовая характеристика ПАО Сбербанк
2.2 Анализ финансового состояния ПАО Сбербанк	
2.3 Оценка эффективности банковских операций с пластиковыми картами в ПАО Сбербанк
3. Анализ развития рынка банковских карт 
3.1 Разработка предложений по совершенствованию операций с банковскими пластиковыми картами	
3.2 Оценка ожидаемой эффективности от внедрения мероприятий по совершенствованию процесса обслуживания банковскими картами
Заключение   
Список использованных источников       






                                                      Введение
 
         Расчеты с использованием наличных денег очень дорого обходятся государственным и коммерческим структурам. Выпуск в обращение новых купюр, обмен старых, выявление и борьба с фальшивомонетчиками, содержание персонала и обновление оборудования – все это весомым бременем ложится на экономику страны. Одним из перспективных способов разрешения проблем наличного оборота является создание эффективной системы безналичных расчетов, инструментом которой являются пластиковые карты.
     Современное развитие рынка финансовых услуг, оказываемых банками, характеризуется активным внедрением электронных технологий и широким использованием пластиковых карт. Одним из наиболее динамично развивающихся видов услуг является эмитирование пластиковых карт. Пластиковая карточка уже давно превратилась в важнейший инструмент не только банковской системы, но и повседневной жизни.
     Платежные карты за годы своего существования в России прошли путь от элемента престижа для состоятельных граждан до рядового инструмента «зарплатных» перечислений для работников предприятий и социальных пособий для определенных слоев населения. Сейчас в России насчитывается уже более 150 млн. банковских карт. Их выпуск является одной из важнейших тенденцией развития безналичных расчетов. 
     В настоящее время международный рынок платежных карт динамично развивается. Все большее количество банков становятся участниками этого рынка, растет не только количество эмитированных карт, но и объемы привлеченных на картсчета средств, обороты по картам, расширяется сеть обслуживания платежных карт. Безналичные расчеты на их основе позволяют уменьшить затраты государства на поддержание наличной денежной массы, улучшить собираемость налогов, проводить программы социального характера и пр.
     Актуальность выбранной темы исследования заключается в перспективах развития и дальнейшего роста доли безналичных расчетов, минимизации расчетов наличными денежными средствами. Банковские карты позволят сократить объем налично-денежного обращения, снизить расходы, связанные с осуществлением кассовых операций, а также хранением и транспортировкой наличных денежных средств. 
      При современном уровне развития науки и техники, информатизации различных областей жизни в современном обществе, появилось множество новых технических возможностей проведения денежных расчетов и взаимозачетов без использования наличных денег. Коммерческие банки в современных условиях обязаны идти в ногу со временем и предоставлять  клиентам усовершенствованные банковские услуги, связанные с применением  электронных систем расчетов.
     Целью написания выпускной квалификационной работы является исследование банковских карт как средства безналичных расчетов и разработка рекомендаций, направленных на совершенствование операций с использованием платежных карт.
     Предметом исследования является деятельность банка в сфере обслуживания клиентов с использованием пластиковых карт.
     Объект исследования – ПАО «Сбербанк России».
     Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучение и обобщение теоретического материала, раскрывающего сущность и классификацию банковских карт;
- рассмотрение роли и места банковских карт в общей системе банковских продуктов;
- анализ современного состояния рынка пластиковых карт;
- изучение деятельности ПАО Сбербанк России на рынке банковских карт;
- разработка предложений по совершенствованию операций с банковскими пластиковыми картами.
     При написании выпускной квалификационной работы были использованы различные источники информации, в том числе: материалы российской печати по изучаемой проблеме, периодические издания, учебная литература, а также данные официальных Интернет-ресурсов.


























         1. Теоретические основы исследования банковских (платежных) карт
                          
                     1.1. Сущность и классификация банковских карт 
 
     Банковская (платежная) карта представляет собой техническое идентификационное средство с особым видом информации, содержащейся на нем, с помощью которого осуществляются наличные расчетные операции и безналичный перевод денежных средств.
     В литературе выделяют различные аспекты понятия «банковская карта». Ее можно назвать средством идентификации ее держателя; средством доступа к банковскому счету; документом, подтверждающим размещение денежных средств на банковском счете; инструментом безналичных расчетов; средством составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента; средством для совершения кассовых операций. Разные авторы отдают предпочтение отдельным названным чертам. С учетом возможного круга операций, которые можно осуществлять с использованием карт, можно сделать вывод, что банковская карта является документом, содержащем информацию о банковском счете, его владельце и держателе карты, банке-эмитенте и платежной системе, и техническим устройством, дающим возможность удаленного доступа к банковскому счету.
     В последние годы в России количество операций с использованием банковских карт существенно возрастает, но все же серьезно уступает наличному обороту, главным образом из-за недостаточно развитой инфраструктуры (банкоматов и платежных терминалов).
     Регулирование расчетов картами на законодательном уровне в настоящее время отсутствует. Основным нормативным документом в рассматриваемой сфере является Положение об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием N 266-П, утвержденное  Центральным Банком России 24 декабря 2004г. В указанных условиях существенное значение для регулирования рассматриваемых отношений имеют правила платежных систем и договоры между участниками карточных расчетов.
     Основная функция пластиковой карты, которая позволяет реализовать  механизм расчетов банковскими картами, - это идентификация ее держателя, т.е. передача данных о держателе карты, на основании которых дается разрешение о возможности совершения платежа (авторизация).
      Банковские карты выполняют функции одновременно депозитного, расчетного, кассового и кредитного инструмента. Безналичные расчеты банковскими картами занимают значительное место в системе расчетов многих промышленно развитых стран. В последние годы различные виды банковских карт стали применяться и в России.
     Самые первые карты появились в СССР в 1986 году. Тогда у Внешторгбанка была договоренность с Eurocard (MasterCard) о том, что в случае необходимости клиенты банка смогут получить карты этой платежной системы. При этом выпускать карты по заявке Внешторгбанка должен был французский банк Credit Mutuel. Таких карт было выпущено очень немного. Они,  в основном,  выдавались работникам самого банка, отправлявшимся в командировки за границу.
     Карта N 1 была вручена генеральному секретарю Коммунистической партии Советского Союза Михаилу Горбачеву. 
     Одновременно Внешэкономбанк вел переговоры с конкурентом Eurocard (MasterCard) - платежной системой VISA. 
     К Олимпийским играм в Сеуле, главным спонсором которых была VISA, Внешэкономбанк при помощи банка Barclays выпустил карты этой платежной системы для наших олимпийцев.
     В то время в СССР был жесткий лимит на выдачу командировочных. Поэтому кредитные карты получали только руководители спорткомитета и особо доверенные спортсмены. Остальные же участники Олимпиады получили командировочные наличными. Да и большого желания связываться с незнакомым платежным средством у наших олимпийцев не было.
     С 26 сентября 1991г. карты международных платежных систем стали доступны простым советским, а позже  российским гражданам. 
     Первые банкоматы появились в нашей стране еще в 1988 году в результате пилотного проекта Сбербанка СССР, предполагавшего эмиссию кредитных карточек международной платежной системы VISA International. 
     Большинство платёжных карт имеют определённый стандартом ISO 7810 (Идентификационные карты) ID-1 формат — 85,6 мм, 53,9 мм, 0,76 мм. Изготовлены они из специальной пластмассы, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, и используют в качестве носителя данных магнитную полосу. Однако постепенно начинают применяться и чиповые карты. На лицевой стороне карты может быть любое изображение (граффити, картина, фотография) или просто фон. Кроме того, присутствуют также логотип платёжной системы, номер карты, имя держателя и срок действия карты. На обратной стороне карты находится магнитная полоса, бумажная полоса с подписью владельца, а на некоторых — CVV2-код или его аналог.
     Существует много признаков, по которым можно классифицировать банковские карты.
     1.По материалу изготовления – бумажные, пластиковые, металлические.
2.По способу идентификации:
а) карты с магнитной полосой (идентификация производится путем считывания информации с магнитной полосы при помощи специального устройства, а также указания цифрового кода, нанесенного на карту);
б) карты с микропроцессором или смарт-карты (идентификация производится путем введения держателем карты персонального идентификационного номера - ПИН-кода);
в) бесконтактные карты (идентификация производится путем передачи на считывающее устройство информации о держателе карты путем радиосигнала с микропроцессора, размещенного на карте).
	3.По территориальной принадлежности – международные,  национальные и  локальные.
     Из международных платежных систем в России активно работают MasterCard WorldWide, VISA International. Менее представлены такие системы как Diners Club и American Express. Также заявляет о планах выхода и запускает пилотные проекты China UnionPay. При этом MasterCard и VISA являются лидерами рынка, предлагающими сходную и достаточно широкую линейку продуктов.
     Из национальных платежных систем можно выделить "Золотую Корону", "Универсальную электронную карту", Юнион Кард с NCC. 
     Локальные (внутрибанковские) карты предназначены для совершения операций строго в системе банка-эмитента. Они могут быть использованы только в банкоматах и терминалах своего банка. Банкоматы и терминалы других банков такую карту не обслуживают. Оплату покупок в торговых точках также можно производить только при наличии терминала данного банка, а это является достаточно редким явлением. Совершать операции в интернете эта карта не позволяет, за исключением операций на сайте банка-эмитента, если он предоставляет такую возможность.
     4. По виду источника осуществления операций.
     Согласно Положения об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утвержденного Центральным Банком Российской Федерации 24 декабря 2004 г. N 266-П,  кредитная организация вправе осуществлять эмиссию банковских карт следующих видов: расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт и предоплаченных карт, держателями которых являются физические лица, в том числе уполномоченные юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
     Расчетная (дебетовая) карта как электронное средство платежа используется для совершения операций ее держателем в пределах расходного лимита - суммы денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, и (или) кредита, предоставляемого кредитной организацией - эмитентом клиенту при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (овердрафт).
     Такая карта предназначена для осуществления операций только в пределах собственных денежных средств клиента - держателя карты, находящихся на его банковском счете. Большинство карт, выпускаемых в России, являются дебетовыми.
     Основные характеристики дебетовой (расчетной) карты состоят в следующем:
а) для выпуска карты клиенту всегда открывается счет;
б) карта может быть как именной, то есть с указанием на ней имени и фамилии держателя, так и неименной. Неименные карты также называют картами моментального выпуска;
в) операции проводятся от имени клиента;
г) операции проводятся только за счет собственных средств клиента, то есть в пределах остатка денежных средств, находящихся на счете;
д) по данной карте клиенту доступны любые операции, в том числе оплата товаров и услуг в любых предприятиях сферы торговли и услуг, а также через Интернет, внесение наличных денег, получение наличных денег, безналичные переводы;
е) карта не имеет ограничений по сумме, находящейся на счете.
     Разновидностью дебетовой карты является виртуальная карта, которая предназначена для расчетов только в сети Интернет. Она не имеет магнитной полосы или чипа, поэтому не может быть использована в банкомате или в торгово-сервисном предприятии. Но в остальном она является полноценной дебетовой картой.
     По дебетовой карте может быть установлен лимит овердрафта.
     В отличие от обычной дебетовой карты по карте с установленным лимитом овердрафта можно совершать операции как в пределах собственных денег держателя карты, находящихся на его банковском счете, так и за счет кредита (овердрафта), который предоставляется банком-эмитентом клиенту при недостаточности или же отсутствии на его банковском счете денег.
     Эта карта является разновидностью дебетовой (расчетной) карты. Поэтому для выпуска карты клиенту всегда открывается счет; карта может быть как именной, так и неименной; операции проводятся от имени клиента;
клиент может иметь на своем счете любую сумму средств по своему желанию.
     Но у данной карты есть и свои особенности, а именно: 
а) операции проводятся не только за счет собственных средств клиента, но и за счет предоставленных банком кредитных средств (лимита овердрафта) - если собственных средств недостаточно или их вообще на счете нет;
б) по этой карте клиент может совершать такой же перечень операций, что и по обычным дебетовым картам. Но некоторые банки устанавливают ограничения или запреты на проведение ряда операций за счет кредитных средств. Это, как правило, относится к снятию наличных средств или к безналичным переводам;
в) согласно п. 2.7 Положения Центрального Банка России от 24.12.2004г.
N 266-П лимит овердрафта всегда ограничен определенной суммой, которая устанавливается банком по собственному усмотрению, исходя из оценки платежеспособности клиента. 
     Такая схема взаимодействия клиента и банка во многих случаях может быть более выгодна для клиента, чем работа с классическими кредитными картами. В данном случае клиент не всегда берет взаймы у банка, картой можно пользоваться как дебетовой, расплачиваясь собственными средствами, экономя на кредитных процентах. В связи с этой особенностью многие клиенты и предпочитают карту с разрешенным овердрафтом классическим кредитным картам.
     Кредитная карта - электронное средство платежа, которое используется для совершения ее держателем операций за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией - эмитентом клиенту в пределах расходного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.
     Операции по кредитной карте могут совершаться только за счет кредитных средств, предоставляемых банком-эмитентом клиенту - кредитный лимит. За счет собственных средств клиента операции совершаться не могут.
    Основными характеристиками карты являются:
а) для выпуска кредитной карты клиенту открывается счет;
б) карта может быть как именной, так и неименной (моментального выпуска);
в) операции проводятся от имени клиента.
    Так же как и по карте с установленным лимитом овердрафта, кредитный лимит всегда ограничен определенной суммой, установленной банком в кредитном договоре по собственному усмотрению, исходя из оценки платежеспособности клиента.
    Особенностями данной карты являются то, что операции проводятся только за счет предоставленных банком кредитных средств - кредитного лимита. По данной карте клиенту доступны любые операции, за исключением безналичных переводов, в отношении которых банками очень часто устанавливаются ограничения либо запреты. Собственные денежные средства клиент на счету иметь не может.
     Как таковых кредитных карт на рынке довольно мало, так как они менее универсальны, чем карты с лимитом овердрафта. На практике кредитными картами зачастую называют именно карты с установленным лимитом овердрафта.
     Предоплаченная карта также является электронным средством платежа, которое используется для осуществления перевода электронных денежных средств, возврата остатка электронных денежных средств в пределах суммы предварительно предоставленных держателем денежных средств кредитной организации - эмитенту в соответствии с требованиями Федерального закона N 161-ФЗ от 27 июня 2011г. «О национальной платежной системе».
     Они значительно отличаются от дебетовых или кредитных карт.
     Предоплаченная карта имеет следующие особенности:
а) для нее клиенту не открывается счет;
б) расчеты по карте производятся банком-эмитентом от своего имени за счет денег, предоставленных держателем (деньги вносит клиент при оформлении карты);
в) из операций держателю предоплаченной карты доступны только перевод электронных денежных средств и выдача наличных денег в пределах остатка;
г) по предоплаченной карте всегда установлен лимит и, как правило, довольно небольшой.
     До недавнего времени предоплаченные карты в России были представлены только картой VISA Travel Money Cash Passport. Но в последние годы данный продукт получил в России серьезное развитие. Предоплаченные карты выпускаются как в виде виртуальных карт для денежных переводов, так и в виде пластиковых карт. Все наиболее яркие проекты предоплаченных карт реализуются кредитными организациями с привлечением банковских платежных агентов, как правило сетевых розничных торговых сетей. Развитие инфраструктуры банковских платежных агентов - это естественный и экономически оправданный путь замещения нерентабельных банковских филиалов. Причем развитие сети банковских платежных агентов может выполняться банками или при их участии, что не создает угрозы размыванию банковского функционала. Это - комплексное решение проблемы доступности финансовых услуг в регионах. Особенно это актуально в малых городах и селах.
     Серьезное развитие получили виртуальные предоплаченные карты. Они начали свою активную жизнь в виде инструмента для осуществления денежных переводов в салонах мобильных ритейлеров, таких как "Связной", "Евросеть", "Альт-Телеком" и др., а позднее стали распространяться через сети платежных терминалов. Наиболее крупный проект - QIWI.
     За пределами России развитие получили Gift card - подарочные карты. Это предоплаченная карта, которая дает ее владельцу право на получение товаров или услуг на сумму, указанную на карте, и обычно используется в качестве подарка вместо "вещевого" или денежного подарка. Подарочные карты пришли на смену подарочным сертификатам магазинов - бумажным купонам с проставленной суммой, на которую можно было приобрести товары в магазине, выдавшем сертификат. Похожие проекты также развиваются российскими банками, но пока не в виде серьезного бизнеса, а скорее всего как дополнительная "фишка" в продуктовой линейке.
     5. По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент:
а) обычные карты, предназначенные для рядового клиента. К ним отнсятся Visa Classic, Eurocard/MasterCard Mass (Standard);
б) серебряная карта, называемая бизнес-картой, которая предназначена для частных лиц, для сотрудников компаний, уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании;
в) золотая карта, предназначенная для наиболее состоятельных клиентов.
	6. По характеру использования банковские карты подразделяются на индивидуальные, зарплатные, корпоративные и предвыпущенные.
     Индивидуальная банковская карта оформляется клиентом банка самостоятельно для использования  в личных целях. Клиент заводит карту по собственной инициативе, он, как правило, делает это при наличии потребности и осознанного выбора. 
     Клиенты, с самостоятельно оформленными картами, стремятся использовать преимущества,  получаемые от карты, по максимуму, так как эти карты оплачены клиентом самостоятельно и неиспользование карты нерентабельно.
     Зарплатные карты являются одними из самых распространенных типов карт. Карты выдаются сотрудникам предприятий, заключивших с банками договоры о перечислении сумм заработной платы сотрудников на карты. Данный тип карт является средним между индивидуальными и корпоративными, так как инициирует выпуск карт предприятие-работодатель в своих интересах, а держатель карты пользуется ею в течение срока работы у работодателя, инициировавшего выпуск карты. Следует отметить, что условия пользования картами подобного типа обычно более льготные в сравнении с индивидуальными.
      Большинство сотрудников обычно пользуются картой исключительно для получения наличных через банкоматы, что является серьезной проблемой для банков, так как содержать парк банкоматов крайне затратно. 
     С другой стороны, руководству предприятий зарплатный проект выгоден со всех сторон. При этом можно сэкономить на организации кассового узла, охране, инкассации, кассире, трудозатраты по депонированию зарплаты. Процесс выдачи заработной платы сводится к созданию зарплатного списка, в котором указывается карта  и сумма, на которую карта должна быть пополнена,  и отправке в банк платежного поручения на общую сумму пополнений карт.
      В зависимости от конкретного предприятия может потребоваться вернуть карту после окончания работы на предприятии или продолжать пользоваться ею до истечения срока действия.
     Одной из современных и приобретающих всю большую актуальность формой безналичных расчетов являются расчеты юридических лиц с помощью так называемой корпоративной банковской карты. Корпоративная банковская карта - это электронное средство платежа, предназначенное для оплаты сотрудниками организаций товаров или услуг, а также для получения указанными сотрудниками наличных денег в банкоматах и банках для оплаты административно-хозяйственных, командировочных и представительских расходов субъектов хозяйствования.
     Корпоративные карты являются эффективным инструментом управления подотчетными средствами. С помощью корпоративных банковских карт уполномоченный сотрудник имеет возможность тратить средства организации на обеспечение ее деятельности, командировочные, представительские и хозяйственные расходы. По факту под представительские расходы могут быть отнесены практически любые расходы, чем активно пользуются многие компании, имеющие в штате квалифицированного бухгалтера.
      По технике использования средств процесс похож на выдачу денег под отчет. Компания выпускает корпоративные карты уполномоченным сотрудникам. По мере необходимости компания пополняет корпоративные банковские карты со своего расчетного счета и в любое время может вернуть их обратно. Сотрудник компании расходует средства в интересах компании, а по завершении выполнения задания предоставляет в бухгалтерию слипы (чеки, оформленные терминалом), торговые и фискальные чеки. Бухгалтерия прикладывает указанные документы к авансовому отчету. С корпоративной карты есть возможность снимать наличные. В этом случае сотрудник должен предоставить в бухгалтерию документы, подтверждающие их целевое использование. Средства, которые использованы не по назначению и превышающие установленный компанией лимит расходов, могут быть отнесены в доходы сотрудника и вычтены из заработной платы. Денежные средства, находящиеся на счетах корпоративных карт, принадлежат компании и учитываются в расчете собственных средств.
     Корпоративная карта просто незаменима в случае необходимости периодически совершать большое количество мелких покупок, таких как  оплата АЗС, автомоек, кафе, ресторанов, канцелярских товаров, заказы на мелкие работы и т.п. в разных предприятиях торговли и сферы услуг.
     В случае если требуется получить карту в день обращения, то самым оперативным вариантом является получение предвыпущенной карты. Предвыпущенные карты изначально не содержат на лицевой стороне имени держателя карты, что не мешает использовать их для получения наличных в банкоматах и для оплаты покупок в предприятиях торговли и сферы услуг.
      Карта прикрепляется к счёту, который открывается на конкретного клиента. Такая карта дает возможность совершать все те же операции, что и обычная дебетовая, в том числе пользоваться онлайн-банком, получать проценты на остаток средств. Но в целях безопасности не рекомендуется использовать такие карты как основные и хранить на них большие суммы в связи с тем, что для проведения оплаты по ним не требуется предъявления документов. Такие карты могут не приниматься для бронирования отелей, аренды автомобилей и оплаты в некоторых интернет-магазинах.
     Предвыпущенные карты очень удобны, когда необходимо срочно оформить карту, так как в этом случае процедура займёт несколько минут. Их часто используют банки для выплаты процентов или для пополнения кредитного счёта.
     Таким образом, рассмотрев различные виды банковских карт, можно сделать вывод о том, что их разнообразие действительно велико. Это позволяет каждому клиенту выбрать для себя наиболее подходящий вариант карты. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
  1.2.  Роль и место банковских карт в общей системе банковских продуктов   

     В настоящее время происходит бурное развитие платежных систем. Сейчас коммерческий банк невозможно представить без эмиссии, внедрения и обслуживания банковских карт. Банковская карта является классическим инструментом комплексного обслуживания частных клиентов. В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемой частью сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт показывает степень интегрированности банковской системы и общества. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций. Но однако, несмотря на давнюю историю развития карточного бизнеса в зарубежных банках, в условиях развития российской банковской системы этот инструмент появился сравнительно недавно и эффективность его использования еще недостаточна.
     Большинство коммерческих банков внедряет онлайн-услуги по картам, развивают сеть банкоматов и терминалов с широким набором функций, что в современных условиях является одним из основных факторов конкурентоспособности данного вида услуг.
     Масштабы и характер использования платежных карт обоснованно рассматриваются в качестве одного из важнейших индикаторов уровня развития банковского бизнеса. Пластиковая карта представляет собой многоразовый платежный и кредитный инструмент длительного пользования, который обладает наиболее высокой на сегодня степенью защиты от подделок и к тому же содержит идентификационную информацию о держателе карточки, позволяющую производить проверку его платежеспособности.
     Универсальный характер пластиковой карты как платежного инструмента позволяет успешно решать различные задачи в социальной и бюджетной сферах. Поэтому рынок банковских карт может служить, как мы уже говорили, своеобразным индикатором развитости банковской системы, уровня банковской культуры, степени благосостояния жителей и их доверия к банкам. Все большее число организаций и учреждений переходят на безналичную выплату заработной платы, как более  современную и удобную. Этот переход позволяет максимально упростить процедуру выдачи заработной платы; сократить объем кассовых операций; сократить расходы по доставке наличности в кассу организации и снять проблемы, связанные с хранением денежных средств; а также оперативно получать заработную плату в любое удобное время и в необходимой сумме (в пределах суммы на счете).
       В настоящее время в нашей стране расчеты по банковским картам получили повсеместное распространение. Процент безналичных транзакций по платежным картам растет. На сегодняшний день банковские карты являются самым развивающимся средством расчетов. Их можно рассматривать как один из критериев, характеризующих положение страны в мировом экономическом пространстве.
     С 2014 по  2016 год рынок платежных карт в России неуклонно растет. 
     
                                                                                                      Таблица 1
                       Количество платежных карт, эмитированных
                                        кредитными организациями
                                                                                                             тыс.ед.

Всего банковских карт
                             В том числе


Расчетные карты
Из них:
Расчетные карты с «овердрафтом»
Кредитные карты
2016 год




на 01.10.16
250957
221346
35502
29611
на 01.07.16
248951
218877
34156
30074
на 01.04.16
242464
212113
34482
30351
на 01.01.16
243907
214443
37621
29464
2015 год




на 01.10.15
240145
208845
39099
31300
на 01.07.15
233661
202958
38407
30703
на 01.04.15
229791
199301
39344
30490
на 01.01.15
227666
195904
39726
31761
2014 год




на 01.10.14
224244
192415
39634
31829
на 01.07.14
219945
188776
39535
31169
на 01.04.14
219196
189144
39707
30052
на 01.01.14
217463
188275
39463
29189

     Исходя из данных, приведенных в таблице 1, мы видим, что в 2016 году карточный рынок России в целом продолжает демонстрировать устойчивый рост, несмотря на воздействие неблагоприятных внешних и внутренних факторов. 
     На 01.10.2016 года, по данным Центрального банка России, российскими банками было эмитировано 250957 тыс.ед. платежных карт (годовой рост составил 4,5% в сравнении с показателем на 01.10.2015 г. – 240145 тыс.ед.). Из них 221346 тыс.ед. карт составляли дебетовые (расчетные) карты (88% эмиссии), 29611 тыс.ед. – кредитные карты (12%). При этом доля дебетовых карт в структуре эмиссии платежных карт в Российской Федерации увеличилась на 6,0% (с 208845 тыс.ед.),  доля кредитных карт в обороте, наоборот, сократилась на 5,7% (с 31300 тыс.ед.). 
Снижение доли кредитных карт продолжается второй год. Это связано, прежде всего, с отзывом лицензии у ряда эмитентов кредитных карт, а также ужесточением кредитной политики ведущих банков страны на фоне экономического спада.
     Следует отметить, что банки выпускают также предоплаченные карты, количество которых в обороте довольно значительно. Но, однако, Центральный Банк России не включает данные об этих продуктах в свои информационные материалы. Согласно проведенному исследованию компании MasterCard, в 2017 году Россия может войти в первую тройку европейских стран по оборотам по предоплаченным картам. Хотя статистические данные впечатляют уже и сейчас. По данным Центрального банка России, за последние пять лет количество предоплаченных карт в России выросло с 455 тыс. до 43,3 млн штук. По оценкам регулятора, предоплаченные карты сейчас занимают 20% рынка платежных карт. 
     Необходимо отметить, что в результате политики, проводимой  Центральным банком России по санации банковской системы страны, общее количество кредитных организаций, осуществляющих эмиссию и/или эквайринг платежных карт,  в Российской Федерации сократилось, что видно при приведенных данных в таблице 2.
     
                                                                                                         Таблица 2
     Количество кредитных организаций, осуществляющих эмиссию
     и/или эквайринг платежных карт
                                                                                                                     ед.

Всего кредитных организаций
                     Из них осуществляющие:


эмиссию и/или эквайринг
эмиссию
эквайринг
2016 год




на 01.10.16
649
458
450
416
на 01.07.16
680
482
473
443
на 01.04.16
707
501
495
460
на 01.01.16
733
530
522
488
2015 год




на 01.10.15
767
553
546
511
на 01.07.15
797
572
568
522
на 01.04.15
824
591
584
537
на 01.01.15
834
597
588
543
2014 год




на 01.10.14
859
614
605
554
на 01.07.14
884
621
612
559
на 01.04.14
900
630
623
546
на 01.01.14
923
641
633
590

     Мы видим, что количество кредитных организаций, осуществляющих эмиссию и/или эквайринг платежных карт, на 01.10.2016 г. сократилось   на 17,2% по сравнению с 01.10.2015 г., составив при этом 458 банков. Годом ранее этот показатель демонстрировал 7,8% спад.
     Количество банков, осуществляющих эмиссию платежных карт, по состоянию на 01.10.2016 года составило 450 единиц (сокращение на 17,5% за год), а осуществляющих эквайринг  карт – 416 единиц (сокращение на 18,6% за год).
     Крупнейшими эмитентами платежных карт  в Российской Федерации являются Сбербанк России, ВТБ24, Альфа-Банк, Газпромбанк, Россельхозбанк, УРАЛСИБ, Росбанк, Тинькофф Банк и др. Еще одним крупным банком на рынке массовых платежных карт в скором времени может стать Почта Банк, который активно наращивает свои филиальную и банкоматную сети.
     Распространение банковских карт в России показывает достаточно уверенный рост. Согласно данных, проведенных Национальным агентством финансовых исследований, доля держателей банковских карт среди населения выросла более чем на 20% с 2015 по 2016 год (с 58% до 73%). 
     Количество карт, используемых физическими и юридическими лицами, неуклонно растет. По состоянию на 01.10.2016г. количество карт физических лиц составило 249,5 млн.ед., что на 4,3% больше по сравнению с 2015 годом. А количество платежных карт, используемых юридическими лицами, на 01.10.2016г. составило 1,4 млн.ед., что на 55,6% больше по сравнению с этим же периодом прошлого года.
     В отношении количества безналичных транзакций по платежным картам в России наблюдается отчетливо положительная динамика. Доля в общем количестве карточных операций растет и составляет по данным Центрального банка России более двух третей.
     
     
     
     
                                                                                                      Таблица 3
     
           Количество безналичных транзакций с использованием
           платежных карт
                                                                                                              млн.ед.

Всего
          .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44